Интернет полон псевдопсихологических советов типа «Успокойся!», «Не плачь!» и «Будь сильной!» Это псевдоподдержка. Она не работает. Такие советы ведут к избеганию решения и утяжелению проблемы.
В статье собраны как варианты псевдоподдержки, так и способы реальной поддержки.

Умеем ли мы поддерживать?

родители такие люди
которые всегда тебя
поддержат в трудную минуту
бодрящим я же говорил

Радистка Кэт

К психологу люди приходят с трудностями. И чтобы как-то помочь эти трудности пережить, психологи своих клиентов поддерживают. Конечно, это могут делать и родственники, и близкие. Но на поверку оказывается, что в нашей культуре лишь немногие умеют давать поддержку правильно.

Дело в том, что у нас принято считать поддержкой то, что поддержкой вовсе не является.

В этой статье я сначала расскажу о том, что НЕ помогает и как НЕ надо поддерживать. А во второй части – как правильно давать поддержку.

Псевдоподдержка

Приведу наиболее распространенные способы псевдоподдержки с переводом на внутренний язык. Перевод — это то, что слышит человек, которому так говорят. Переводов может быть несколько, я пишу варианты, которые мне попадались наиболее часто. Если у читателей будет желание, буду рад вашим вариантам переводов в комментариях.

1. «Всё будет хорошо». Вариант: «все образуется».

Перевод: реальность слишком тяжела для тебя (меня). Боюсь, что ты (я, мы) этого не перенесешь(у, ём). Давай, я расскажу тебе сказку, а ты сделаешь вид, что веришь — и тебе(мне, нам) на время полегчает.

Это обещание. А обещание может не сбыться. Поэтому во-первых, в глубине души мало кто в это верит. Даже если человек хочет соглашаться и кивает головой, внутри у него идет такой диалог:

— Все будет хорошо!
— Ты ведь не можешь предсказывать будущее, да? Тогда откуда ты знаешь? На самом деле я тебе не верю.

А во-вторых, если обещание не сбудется, а человек надеялся, что «все будет хорошо», тогда его ждет еще более глубокое разочарование.

2. «Не плачь». Варианты: «не переживай!», «не хнычь!».

Перевод:
1. Мне неприятны твои слезы и переживания, я этого не выношу. Спрячь свои чувства и будь приличным!
2. Тебе должно быть стыдно!

Самое распространенное заблуждение. Представьте себя на месте того человека, которому это говорят. Мало того, что человеку и так плохо. Ему(ей) теперь еще предлагается изобразить красивую картинку. Подавить свои чувства, сделать вид, что все О’Кей. Как правило, весь остаток сил тратится затем на поддержание внешнего образа «успешного человека». А на душе как скребли кошки, так и скребут.

Люди, которым так говорят, приходят на консультацию со словами:

— Мои близкие меня не понимают…
— Им до меня дела нет.
— Не хочу нагружать близких своими проблемами.

То есть, чувствуют себя одинокими.

3. «Ты сильный(ая), ты справишься!»

Перевод:
1. Мне непереносимо видеть твои страдания
2. Тебе не стыдно? Тряпка!

Еще одно распространенное обещание. Во-первых, в него, понятное дело, никто по-настоящему не верит. Во-вторых, за поддержкой мы обращаемся не тогда, когда хотим побыть взрослыми и сильными, а тогда, когда хотим побыть самими собой, ничего не изображать. А в-третьих, любому сильному человеку иногда нужна бывает помощь.

4. «Возьми себя в руки». Варианты: «забей!», «не парься!», «успокойся!».

Такие псевдопсихологические советы воспринимаются обычно как желание отделаться.

Перевод: твои переживания – глупости! Эти проблемы яйца выеденного не стоят!

5. Советы. «Делай так», «тебе нужно» и пр.

Перевод: ты поступаешь неправильно. Щас я тебе расскажу, как надо.

Человека в трудной ситуации очень хочется научить, дать совет. Но есть 2 проблемы:

  • Советы подходят тем, кто их дает, а не тем, кто их получает.
  • Пока ваш близкий в эмоциях, давать советы еще рано. Сначала даем время разобраться чувствами – действия потом.

Например, если ребенок упал и плачет, не стоит ему рассказывать, что нужно было смотреть под ноги и не носиться как угорелый. Дайте ему сначала выплакаться. И поддержите. Работу над ошибками сделаете вторым ходом, когда он придет в себя и будет способен вас услышать.

Все это варианты псевдоподдержки. Они не работают или делают еще хуже. Возможно, человек после этого и сделает хорошую мину при плохой игре. Но эмоции никуда не денутся. И если регулярно «поддерживать» себя такими способами, можно загнать проблемы далеко вглубь.

Как давать поддержку

1. Признайте факт страданий (признайте чувства).

Перевод: я тоже вижу, что тебе плохо

— Тебе больно, ты упал и ударился.
— Ты плачешь (оттого, что).

2. Проявите сочувствие.

Перевод: ты не один

— Сочувствую тебе, я был в такой же (подобной) ситуации, представляю, как тебе нелегко.
— У меня такого никогда не было, но вижу, что тебе нелегко.

3. Покажите симпатию.

Перевод: я хорошо к тебе отношусь

— Ты мне нравишься (я тебя люблю, ты мне важен, дорог)
— Ты мой друг (я с тобой дружу)
— Ты классный мужик (красивая женщина, прекрасная мама, хороший отец)
— Я с тобой.

4. Одобрите действия.

Перевод: в этом нет твоей вины

— Я бы так же поступил на твоем месте
— Ты все правильно сделал(а)

5. Помогите проявить чувства (а не подавлять их).

Перевод: бояться (злиться, плакать…) — это нормально

— Любой бы переживал (злился, боялся, грустил, был в шоке) на твоем месте
— Вижу, что ты грустишь (злишься, боишься, тебе хочется плакать)
— Поплачь (поори, поколоти матрас)

6. Предложите помощь (сначала убедитесь, что она нужна)

Перевод: я готов помочь

— Чем могу помочь?
— Могу сделать… для тебя…
— Нужна будет помощь – обращайся.

Важно! Предлагайте только то, что вы реально готовы сделать.

Заключение

Такие способы оказания поддержки являются наиболее действенными и работающими, потому что:
1. Они приводят к настоящему облегчению.
2. Они помогают выразить чувства, а не подавлять их.
3. Они повышают самооценку
4. Они снимают бессмысленное самоедство
5. Они помогают вернуть/вырастить взрослую часть

Поддерживайте своих клиентов и близких правильно!

 

P.S. Техника безопасности: не делайте этого с японцами! :))


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>